Основная цель этой типологии — помочь разобраться, как люди определённого типа ведут себя в работе, и как они выстраивают отношения с коллегами. Модель выглядит как две шкалы. Вертикальная показывает, чему человек отдаёт больший приоритет — достижению высоких результатов или поддержанию хороших взаимоотношения с людьми. А горизонтальная, как он воспринимает мир вокруг — как дружелюбный, активно взаимодействуя с окружающими, или, скорее наоборот, как враждебный — и предпочитает приспосабливаться.
На пересечении этих двух шкал находятся четыре основных типа личности.

Тип D (Доминирование) воспринимает мир как сложный, агрессивный и требующий усилий. При этом человек типа D чувствует в себе достаточно сил, чтобы с этим справляться — поэтому он часто берёт на себя инициативу, стремится всё и всех контролировать и добиваться результата любой ценой. В работе ему важно иметь полномочия для достижения поставленных целей, возможность открыто высказывать свои идеи, и видеть, что его коллеги тоже работают эффективно. Ему нравятся сложные и интересные задачи, и справившись с ними, он хотел бы получать признание от окружающих.
Тип I (Влияние) видит мир как открытый и дружелюбный, и чувствует, что может активно на него влиять. Эти люди любят общаться, умеют вдохновлять окружающих и легко находят контакт с любыми людьми. В работе им важно ощущать себя частью команды и знать, что их вклад ценят и замечают. При этом они чувствуют себя комфортнее в небольшой, но сплочённой команде. Им важно понимать почему происходят те или иные перемены и всегда иметь достаточно времени, чтобы спокойно к ним привыкнуть.
Тип S (Постоянство) — это те, кто считает, что мир к ним доброжелателен, и не стремится что либо в нём менять. Они надёжные и спокойные, всегда готовы поддержать других и умеют работать на общий результат, избегая лишних конфликтов. Они ценят возможность свободно общаться, как на работе, так и за её пределами, но чрезмерный контроль их напрягает. Для них особенно важны стабильность, крепкие отношения в команде и чтобы их усилия открыто признавали и справедливо вознаграждались — в том числе материально.
Тип C (Соответствие) — это вдумчивые и осторожные люди, которые воспринимают мир как непредсказуемый и стремятся обезопасить себя от ошибок с помощью правил. В работе им важно иметь чёткие, желательно письменные инструкции. Они не любят резких перемен — им всегда нужно много времени на обдумывание, чтобы принять взвешенное решение. Для них важно, чтобы руководство придерживалось стратегии компании, а задачи были интересными. Они особенно хорошо проявляют себя там, где важно быть внимательным к деталям.
Но люди редко бывают представителями какого-то одного типа. Чаще всего у каждого из нас есть основной тип поведения, который проявляется сильнее всего и ещё один — близкий по характеристикам. Например, кто-то может быть типом I — общительным и активным — но при этом в нём будет чувствоваться стремление к контролю, которое ближе типу D. Или, скажем, человек в целом спокойный и стабильный, как тип S, но при этом любит порядок и точность, как тип C. Всё это — нормальная комбинация.
Но когда в команде есть люди с противоположными типами личности, между ними могут возникать конфликты, просто потому, что они по-разному смотрят на одни и те же вещи. Например, тип D может не понимать более мягкий и спокойный тип S. D-шникам стоит помнить, что другие люди в команде тоже важны, и быть повнимательней к их чувствам. А людям, относящимся к S полезно научиться говорить «нет» и проявлять свои интересы, а не только подстраиваться под других. Тип C злится, когда кто-то опаздывает или не держит слово, как это может делать I. А I, в свою очередь, может чувствовать, что C его игнорирует.
Понимание, чем люди в команде отличаются друг от друга, помогает руководителям создать атмосферу, в которой всем легче работать.
У нас есть пример, как мы использовали эту типологию в работе с одной крупной компанией. Какие задачи нам удалось с помощью неё решить — рассказываем в этом кейсе.
Надоели конфликты в команде?
Поможем эффективнее управлять командой и лучше понимать сотрудников — их мотивацию, поведение и подход к работе.