Scrum — это процессный фреймворк. Это значит, что он гибкий и у него очень широкая область применения.
Сердцем Скрам является скрам-команда. Это небольшая группа людей, которая работает над продуктом. Размер скрам-команды от трех до девяти человек. Если в вашем случае людей больше, то для применения Скрам вам нужно объединить людей в несколько скрам-команд. Мы не будем рассматривать вопрос масштабирования Скрам, так как это отдельная большая тема.
Итак, у нас есть скрам-команда, которая делает продукт. Продукт — это та ценность, которую создает команда. Это может быть программный продукт, мероприятия маркетинга, организационные изменения, инженерный проект, проект внедрения и т.п.
Согласно Скрам, команда должна работать короткими циклами, которые называются спринты. Спринты имеют фиксированную продолжительность и следуют один за другим без перерывов и промежутков. Длина спринта определяется бизнес-контекстом, в котором работает команда, и обычно составляет от одной до четырех недель.
А теперь самое главное и, наверное, самое сложное в Скрам. В конце каждого спринта команда должна создать что-то ценное, что-то полезное для заказчика. Внедряя Скрам мы не просто разбиваем свою работу на спринты и работаем как раньше, а мы каждый спринт наполняем смыслом и ценностью. Таким образом мы создаем постоянный поток ценности для наших заказчиков.
Скрам выделяет отдельную роль, которая управляет ценностью, — Product Owner, или владелец продукта. Именно он определяет, какую ценность мы создадим в текущем спринте, а какую отложим на следующий. Таким образом владелец продукта отвечает за максимизацию ценности для заказчика. «Что мы можем сделать в следующем спринте, чтобы это было максимально ценно/полезно?» Над этим вопросом владелец продукта должен думать каждый день, готовясь к следующему спринту.
Все идеи и пожелания владелец продукта складывает в Product Backlog. За много лет так и не нашлось удачного перевода термина backlog, поэтому по-русски так и называют — бэклог. Бэклог продукта — это упорядоченный перечень всех пожеланий и идей, над которыми будет работать скрам-команда. Посмотрев в бэклог продукта, любому заинтересованному лицу должно стать понятно, что и в каком порядке будет делаться. Управляет бэклогом владелец продукта.
Структура спринта
Скрам четко определяет структуру спринта. Спринт начинается с планирования спринта и заканчивается обзором спринта и ретроспективой. В середине спринта Скрам регламентирует лишь ежедневные 15-минутные встречи.
Планирование спринта
Цель встречи — определить цель спринта и составить Sprint Backlog (спринт бэклог). Обязательно присутствие всей скрам-команды и владельца продукта. Владелец продукта рассказывает команде о цели спринта, отвечает на вопросы команды. Команда обсуждает реализацию, выясняет важные детали у владельца продукта, составляет перечень задач, выполнив которые команда достигнет поставленной цели. В конце встречи все одинаково понимают цель спринта, и в команде сформировано общее понимание, как и что нужно сделать для достижения поставленной цели. Рекомендуемая длительность встречи — не более 4 часов для 2-недельного спринта.
Ежедневный скрам-митинг
Ежедневные встречи — это способ координировать усилия членов скрам-команды, оперативно выявлять проблемы, создавать прозрачность текущей ситуации. Команда собирается у доски задач, и каждый участник скрам-команды по очереди отвечает на 3 вопроса: Что я сделал вчера? Что сделаю сегодня? Что меня тормозит и мешает двигаться вперед? Время жестко ограничено — не более 15 минут, поэтому на этой встрече команда только выявляет проблемы. Поиск решения выносится за рамки этой встречи.
Обзор спринта
Скрам-команда, владелец продукта и заинтересованные лица собираются в одной комнате. Команда и владелец продукта демонстрируют заинтересованным лицам результаты спринта, рассказывают, как прошел спринт, отвечают на вопросы. Далее обсуждается бэклог продукта, при необходимости вносятся коррективы, обсуждаются дальнейшие планы.
Ретроспектива спринта
Скрам подразумевает что скрам-команда будет постоянно развиваться, совершенствоваться и повышать свою эффективность. Как раз для этого в конце каждого спринта проводится ретроспектива спринта. Скрам-команда обсуждает прошедший спринт: что было хорошо, какие возникали затруднения, что нового узнали в процессе работы. Здесь команда может обсуждать все аспекты: взаимоотношения внутри команды, внутренний процесс работы, используемые инструменты. Цель встречи — разработать план улучшений.
Целостность Скрам
Скрам — это идеально сбалансированный инструмент. В нем нет ничего лишнего, и каждый элемент имеет свою ценность и предназначение. Именно целостное применение Скрама дает максимальный синергетический эффект. Если убрать какой-либо элемент — баланс нарушится, что негативно скажется на результатах. Однако на практике приходится встречаться с искалеченным Скрамом, когда некоторые элементы не используются. Такой искалеченный Скрам даже получил собственное наименование — ScrumBut, или по-русски СкрамНо. Почему же так происходит? Казалось бы, все очень просто — бери и делай. Да, берут, делают, но потом какие-то элементы отменяют, так как они не приносят пользы. Люди всегда стремятся избавляться от того, что не приносит ценности, и это проявление мудрости. Проблема не в том, что элемент плохой. Проблема в том, что он используется неправильно. И даже эта проблема предусмотрена в Скрам.
Скрам-мастер
Согласно Скрам в каждой команде должен быть квалифицированный скрам-мастер. Этот человек отвечает за правильное использование Скрам, а для этого он должен глубоко понимать суть скрам-подхода и уметь донести ее до остальных участников процесса. Скрам-мастер отвечает за проведение всех скрам-мероприятий. У хорошего скрам-мастера все участники ощущают ценность этих мероприятий, и ни у кого не возникает даже мысли об их отмене. При наличии квалифицированного скрам-мастера переход на Скрам проходит гладко, с минимальными проблемами.
Обучение скрам-мастеров
На основе многолетнего опыта работы со скрам-командами мы разработали тренинг Advanced Scrum Master. Посещение этого тренинга — это низкий старт для начинающего скрам-мастера и прокачка навыков для практикующего.
Если вы в поисках программы обучения Agile и Scrum для более широкого круга сотрудников, то вам идеально подойдет наш основной курс — Certified Agile Professional. Типичный состав участников этого тренинга: директора, HR, менеджеры проектов, руководители подразделений.