Задача
Наш клиент, одна из крупнейших телекоммуникационных компаний России, поставила перед нами задачу быстрого запуска «с нуля» нового программного продукта — внутреннего портала для десятков тысяч сотрудников компании, распределенных по всей стране.
Стандартные процедуры выполнения проекта (закупки, формирование требований, реализация, запуск) позволяли запустить портал только в перспективе полутора лет.
С учетом того, что основная команда разработки должна находиться на стороне вендора, взаимодействие с которым основано на классической fixed price/fixed scope модели, требовалось применить совершенно новые для клиента подходы к организации процессов и взаимодействия с вендором.
Поиски решения
После ознакомления с контекстом проекта, консультанты OnAgile, совместно с представителями клиента, сформировали три ключевых области изменений: выделение в команду Владельца продукта со стороны бизнес-подразделения, переход на T&M контракт с подрядчиками и использование Scrum для реализации проекта.
В первую очередь мы договорились о том, что на проект будет выделен в роли Владельца продукта конкретный сотрудник бизнес-подразделения клиента, с 80% загрузкой. Основной его задачей будет развитие продукта, сбор ожиданий и обратной связи от конечных пользователей и формирование требований для команды разработки. Этот человек после старта проекта переезжает в комнату, где будет сидеть вся команда.
Далее мы встретились с представителями компании-подрядчика, чтобы договориться о переходе на Time&Material контракт, с выделением нам команды конкретных разработчиков на 100% загрузки, и которых мы разместим на территории клиента. Договоренности были быстро сформированы, и клиент выделил в своем офисе отдельное пространство для новой команды проекта.
После того как команда была сформирована и выбран Владелец продукта, консультанты OnAgile провели обучение проектной команды и запуск в ней высокоитеративного процесса, в основу которого был положен Scrum. Команда договорилась о спринтах длительностью в одну неделю.
Перед началом первого спринта мы спланировали цель и примерный состав минимальной версии продукта (MVP), а также дату выхода первого релиза. При планировании состава релиза был применен подход LeanStartup, в основе которого лежит глубокое изучение сегментов и потребностей будущих пользователей продукта.
Результат
В течение первых двух спринтов, при непосредственном участии консультантов OnAgile, команда срабатывалась, постоянно анализируя потребности клиентов, разрабатывая продукт и улучшая свой внутренний процесс работы.
В результате всего через три недели (!) с момента начала проекта команда смогла отдать пользователям первую версию своего продукта.
Конечно, запуск был направлен не на всех сотрудников компании, а только на небольшую выборку в 200 человек, по специальным приглашениям (которыми можно было делиться с коллегами). Это позволило вовлечь самых активных пользователей в процесс разработки и валидации продукта, а также начать собирать необходимую обратную связь.
Консультанты OnAgile поддерживали команду проекта еще в течение двух месяцев, помогая ей перейти на новый уровень зрелости: наладить процессы развития продукта, вовлечения пользователей, улучшить внутренний процесс разработки и перейти к системному использованию бизнес- и продуктовых метрик.
В настоящий момент продукт представляет собой крупный, непрерывно развивающийся корпоративный портал с несколькими десятками тысяч активных пользователей еженедельно.