Руководство одной из крупнейших телекоммуникационных компаний России поставило перед командой OnAgile Consulting задачу — быстро запустить с нуля новый программный продукт: внутренний портал для десятков тысяч сотрудников по всей стране.
Стандартные процедуры реализации проекта — через этапы закупки, подготовки требований, разработки и запуска — позволяли запустить портал только в перспективе полутора лет. Учитывая, что идея корпоративного портала достаточно легко поддается декомпозиции (как минимум, по разделам), мы увидели возможность значительно ускорить процесс.
Наши консультанты предложили клиенту применить практики agile подхода к организации процессов и взаимодействию с вендором, даже несмотря на то, что основная команда разработки находилась на стороне подрядчика и работала по классической модели fixed price/fixed scope.
Запуск новых продуктов занимает много времени?
Поможем навести порядок в процессах и обучить команду подходам, которые ускоряют запуск без потери качества.
Отправить запросКлючевые изменения в подходе
Изучив контекст проекта, мы — команда OnAgile — вместе с представителями клиента определили три ключевых направления изменений:
- Выделили в команду Владельца продукта из бизнес-подразделения
- Перевели работу с подрядчиком на модель Time & Materials
- И выбрали Scrum как основной подход к реализации проекта.
В первую очередь договорились о том, что на проект будет выделен в роли Владельца продукта конкретный сотрудник бизнес-подразделения клиента, с 80% загрузкой. Владелец продукта является связующим звеном между клиентом и командой разработки, имея полномочия принимать окончательные решения в рамках Scrum-команды. Основной его задачей станет развитие продукта, сбор ожиданий и обратной связи от конечных пользователей и формирование требований для команды разработки. С началом проекта он начинает работать в одной комнате с командой.
Затем мы провели встречу с подрядчиком, чтобы согласовать переход на контракт по модели Time & Materials — с выделением конкретной команды разработчиков на полную загрузку и их размещением в офисе клиента. Переход на Agile и модель Time & Materials позволяет выпускать новый функционал каждую неделю и работать только над теми сервисами, которые востребованы конечными пользователями. Договорённости с подрядчиком были быстро сформированы, и клиент предоставил отдельное пространство в офисе для новой проектной команды.
Организация высокоитеративного процесса разработки
После формирования команды и назначения Владельца продукта мы организовали обучение и помогли запустить высоко-итеративный процесс, в основу которого был положен Scrum. Команда договорилась о спринтах длительностью всего в одну неделю, чтобы получить максимально короткие циклы получения обратной связи.
Перед стартом первого спринта мы совместно с командой определили цель, спланировали примерный состав минимальной версии продукта (MVP) и зафиксировали дату первого релиза. При планировании состава релиза мы использовали подход Lean Startup, в основе которого лежит глубокое изучение сегментов и потребностей будущих пользователей продукта.
В нашем случае MVP портала был сфокусирован на самой частой потребности сотрудников большой организации, ради которой они шли на старый портал - поиск номера телефона коллеги или названия подразделения, в котором он работает.
Первые результаты изменений
Первые два спринта мы работали вместе с командой – выстраивали совместную работу, разбирались с потребностями, работали над продуктом и постепенно выстраивали процессы. Всего через три недели с момента начала проекта команда смогла отдать пользователям первую версию своего продукта.
Конечно, запуск был направлен на небольшую выборку в 200 человек, по специальным приглашениям, которыми можно было делиться с коллегами. Такой подход позволяет быстрее выйти «на рынок» и начать процесс обучения на основе реального взаимодействия с пользователями, вместо того чтобы тратить месяцы на разработку полнофункционального продукта. Это позволило вовлечь самых активных пользователей в процесс разработки и валидации продукта, а также начать собирать необходимую обратную связь.
Владелец продукта ежедневно участвовал в 15-минутных Daily Scrum встречах, что способствовало быстрому принятию решений и устранению необходимости в дополнительных совещаниях.
Масштабирование и развитие продукта
Мы поддерживали команду проекта еще в течение двух месяцев, помогая перейти на новый уровень зрелости — наладить процессы развития продукта, вовлечения пользователей, улучшить внутренний процесс разработки и перейти к системному использованию бизнес- и продуктовых метрик.
В настоящий момент продукт представляет собой крупный, непрерывно развивающийся корпоративный портал с несколькими десятками тысяч активных пользователей еженедельно. Работа над которым ведется слаженной Scrum командой, каждую неделю выпускающей новую функциональность пользователям.
Запуск новых продуктов занимает много времени?
Поможем навести порядок в процессах и обучить команду подходам, которые ускоряют запуск без потери качества.