Модель принятия ответственности 💎 — OnAgile Consulting

Модель принятия ответственности

«Проблема не на нашей стороне, пусть разбирается другой отдел». Звучит знакомо? В статье разберем уровни принятия ответственности, а также выясним, как стать ответственным за происходящее.

Сегодня вспомним Кристофера Айвери, который 25 лет исследует процессы, связанные с принятием ответственности.

Что имеется ввиду под термином «ответственность»? Важно заметить, что имеется в виду НЕ то понятие, которое в английском звучит как accountability — подотчетность.

Ответственность — это надежность, честность в отношении себя и других. То, за что мы сами решили отвечать, а не то, что нам навязали извне.

Давайте рассмотрим процесс принятия ответственности на простых примерах.

1. Отрицание

«Нет, нет, нет! Я не потерял ключи!» — перерываю сумку снова и снова в надежде найти их. Отрицание — в основном это отказ признать событие.

Или как часто вы слышите на работе фразу: «Мы не знаем об этой проблеме?»

Можно сказать, что это игнорирование проблем, но на самом деле вы даже не знаете, что проблема есть и с ней нужно бороться.

2. Обвинение

«Это из-за тебя! Ты позвонил, я отвлекся и забыл ключи на столе!» — этот уровень обычно включает в себя некоторый гнев. Вы обвиняете кого-то еще. Мы считаем, что виноваты внешние силы. 

«Мы не смогли заключить сделку вовремя, потому что бухгалтерия очень долго оплачивала счета».

3. Оправдание

«Шел дождь, было темно, поэтому я потерял ключи», — у меня не было другого варианта, я обязательно потерял бы их.

Тут пытаемся возложить вину на естественные или сверхъестественные силы, какие только можем представить. Но все равно не допускаем мысли, что это произошло из-за нас самих.

«У нас в компании всегда было так, счет оплачивается несколько недель». Что-то «там» должно измениться, чтобы проблема исчезла. Вы все еще находитесь в бессильном состоянии, снова веря, что должно измениться что-то во вне.

4. Стыд

«Я такой рассеянный, снова потерял ключи…» — виню себя. Ничего хорошего из этого не выходит, разве что плохое настроение. Это шаг вперед: признаем, что часть причин кроется в нас самих. Но ничего не пытаемся изменить.

«Я сам виноват, что не проконтролировал до конца эту сделку».

5. Обязательство

«Я потерял ключи, поэтому должен опять позвонить арендодательнице, но она такая мегера. Надо прекратить терять ключи, чтобы реже разговаривать с ней». Вам нужно решить эту проблему, потому что это необходимо, а не потому, что вы этого действительно хотите. Нам не нравится ситуация, мы не хотим оказаться в ней снова, поэтому даем сами себе обещания.

«Видимо, мне придется все время напоминать об оплате, буду звонить в бухгалтерию каждый день».

6. Ответственность

Айвери говорит, что это означает: «У меня есть сила и способности обнаруживать и решать реальную проблему». И в этом случае вы можете увидеть новые варианты решений — часто это просто не было возможным в других состояниях процесса. 

Это самый высокий уровень. Вы не ищете виновных и не вините себя. Это случилось. Что же, случаи бывают разные.

«[телефонный звонок] — Привет, я могу прийти к тебе, чтобы забрать мои запасные ключи? Я свои потерял. Спасибо, до свидания!»

«Ок, у нас проблема с оплатами, это приводит к финансовым потерям. Как насчет варианта, в котором я оплачиваю счета сам, а компания будет возмещать мне расходы в конце месяца? Пойду договорюсь с коммерческим директором».

Что-то случилось? Просто пойди и исправь. Это — ответственность. Просто сделай это. С внутренней мотивацией, а не по принуждению.

Сдался

Вы всегда можете просто убежать и не решать проблему. Каждый человек принимает определенный уровень ответственности в конкретных областях. Например, в личной жизни некоторые находятся на уровне «стыд», когда винят себя за все происходящее с ними. На работе — «это они виноваты» или «это не моя проблема, пусть разбирается другой отдел». С детьми люди как правило на высшем уровне ответственности. И конечно, вы способны изменить уровень, на котором находитесь. Вверх или вниз.

Попробуйте сами

Самое главное в этой модели — ее нельзя никому навязать, это должно быть самостоятельное решение.

При использовании этого процесса в Agile-командах вы можете повесить плакат на стене и всякий раз, когда кто-то говорит: «Это не моя работа», задавайте вопрос — а где ты сейчас находишься? 

Это работает, попробуйте! =)

Если хотите узнать больше, посетите сайт мистера Айвери: http://www.christopheravery.com/responsibility-pro…

Еще публикации по Agile в Лидерство

Публикация
Лидерство
Agile-2022: как начать новый год продуктивно
Команда OnAgile подготовила для вас несколько рекомендаций, которые помогут подготовиться к первой рабочей неделе и начать 2022-й максимально продуктивно.
Публикация
Лидерство
Что делать менеджеру в Agile-среде
Существует миф, что Agile означает исчезновение мидл-менеджмента. Потребность в менеджменте действительно снижается, но у организации появляется необходимость в других ролях.
Публикация
Лидерство
Почему диаграммы Ганта врут (и что с этим делать)
Разбираемся, что не так с самым распространенным инструментом визуализации планирования — диаграммами Ганта. Как повысить точность оценки и перейти к адаптивному планированию.
Публикация
Лидерство
Мотивация Agile-команд (нефинансовая)
В отличие от классического подхода, в Agile единица ресурса не специалист, а команда. А именно команда мотивированных профессионалов, которая обладает компетенцией преобразовать бизнес-идею в готовый продукт. Так как же перейти от группы специалистов к команде мотивированных профессионалов?

Мы помогаем организациям с 2004 года

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!