Модель принятия ответственности 💎 — OnAgile Consulting

Модель принятия ответственности

«Проблема не на нашей стороне, пусть разбирается другой отдел». Звучит знакомо? В статье разберем уровни принятия ответственности, а также выясним, как стать ответственным за происходящее.

Сегодня вспомним Кристофера Айвери, который 25 лет исследует процессы, связанные с принятием ответственности.

Что имеется ввиду под термином «ответственность»? Важно заметить, что имеется в виду НЕ то понятие, которое в английском звучит как accountability — подотчетность.

Ответственность — это надежность, честность в отношении себя и других. То, за что мы сами решили отвечать, а не то, что нам навязали извне.

Давайте рассмотрим процесс принятия ответственности на простых примерах.

1. Отрицание

«Нет, нет, нет! Я не потерял ключи!» — перерываю сумку снова и снова в надежде найти их. Отрицание — в основном это отказ признать событие.

Или как часто вы слышите на работе фразу: «Мы не знаем об этой проблеме?»

Можно сказать, что это игнорирование проблем, но на самом деле вы даже не знаете, что проблема есть и с ней нужно бороться.

2. Обвинение

«Это из-за тебя! Ты позвонил, я отвлекся и забыл ключи на столе!» — этот уровень обычно включает в себя некоторый гнев. Вы обвиняете кого-то еще. Мы считаем, что виноваты внешние силы. 

«Мы не смогли заключить сделку вовремя, потому что бухгалтерия очень долго оплачивала счета».

3. Оправдание

«Шел дождь, было темно, поэтому я потерял ключи», — у меня не было другого варианта, я обязательно потерял бы их.

Тут пытаемся возложить вину на естественные или сверхъестественные силы, какие только можем представить. Но все равно не допускаем мысли, что это произошло из-за нас самих.

«У нас в компании всегда было так, счет оплачивается несколько недель». Что-то «там» должно измениться, чтобы проблема исчезла. Вы все еще находитесь в бессильном состоянии, снова веря, что должно измениться что-то во вне.

4. Стыд

«Я такой рассеянный, снова потерял ключи…» — виню себя. Ничего хорошего из этого не выходит, разве что плохое настроение. Это шаг вперед: признаем, что часть причин кроется в нас самих. Но ничего не пытаемся изменить.

«Я сам виноват, что не проконтролировал до конца эту сделку».

5. Обязательство

«Я потерял ключи, поэтому должен опять позвонить арендодательнице, но она такая мегера. Надо прекратить терять ключи, чтобы реже разговаривать с ней». Вам нужно решить эту проблему, потому что это необходимо, а не потому, что вы этого действительно хотите. Нам не нравится ситуация, мы не хотим оказаться в ней снова, поэтому даем сами себе обещания.

«Видимо, мне придется все время напоминать об оплате, буду звонить в бухгалтерию каждый день».

6. Ответственность

Айвери говорит, что это означает: «У меня есть сила и способности обнаруживать и решать реальную проблему». И в этом случае вы можете увидеть новые варианты решений — часто это просто не было возможным в других состояниях процесса. 

Это самый высокий уровень. Вы не ищете виновных и не вините себя. Это случилось. Что же, случаи бывают разные.

«[телефонный звонок] — Привет, я могу прийти к тебе, чтобы забрать мои запасные ключи? Я свои потерял. Спасибо, до свидания!»

«Ок, у нас проблема с оплатами, это приводит к финансовым потерям. Как насчет варианта, в котором я оплачиваю счета сам, а компания будет возмещать мне расходы в конце месяца? Пойду договорюсь с коммерческим директором».

Что-то случилось? Просто пойди и исправь. Это — ответственность. Просто сделай это. С внутренней мотивацией, а не по принуждению.

Сдался

Вы всегда можете просто убежать и не решать проблему. Каждый человек принимает определенный уровень ответственности в конкретных областях. Например, в личной жизни некоторые находятся на уровне «стыд», когда винят себя за все происходящее с ними. На работе — «это они виноваты» или «это не моя проблема, пусть разбирается другой отдел». С детьми люди как правило на высшем уровне ответственности. И конечно, вы способны изменить уровень, на котором находитесь. Вверх или вниз.

Попробуйте сами

Самое главное в этой модели — ее нельзя никому навязать, это должно быть самостоятельное решение.

При использовании этого процесса в Agile-командах вы можете повесить плакат на стене и всякий раз, когда кто-то говорит: «Это не моя работа», задавайте вопрос — а где ты сейчас находишься? 

Это работает, попробуйте! =)

Если хотите узнать больше, посетите сайт мистера Айвери: http://www.christopheravery.com/responsibility-pro…

Хотите узнать, каких результатов можно достичь с помощью Agile в вашем проекте или компании?
Напишите нам
                                                      

Еще публикации по Agile в Лидерство

Публикация
Лидерство
Командная работа: чему нас может научить опыт высокогорных экспедиций
Принятие решений: в каких условиях наиболее эффективно коллективное обсуждение, а в каких полезнее иерархическое управление?
Публикация
Лидерство
Как стать Скрам мастером в 2024 году
Что нужно знать, чтобы стать Скрам мастером и найти свою первую работу в этой роли.
Публикация
Лидерство
Почему диаграммы Ганта врут (и что с этим делать)
Разбираемся, что не так с самым распространенным инструментом визуализации планирования — диаграммами Ганта. Как повысить точность оценки и перейти к адаптивному планированию.
Публикация
Лидерство
Лидерство как ключевой фактор Agile-трансформации
Сегодня термин «трансформация» в отношении бизнеса используется повсеместно. Однако нет единого понимания его значения. Каждый вкладывает в трансформацию собственный смысл. Особенно, когда речь заходит об Agile-трансформации.

С 2004 года мы помогаем адаптировать к изменениям культуру и процессы компании

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!