Как часто мы слышим выражение «кросс-функциональная самоорганизующаяся команда»? В мире Agile оно стало своеобразной мантрой, которую можно услышать на любой конференции. Складывается впечатление, что стоит только собрать такую команду, и все сразу получится. Но, по сути, идея об идеальной самоорганизующейся команде здесь выступает в роли серебряной пули (прим. автора — ее нет).
Если посмотреть, какой запрос на самом деле скрывается за этой идеей, то мы увидим, что чаще всего дело в том, что для поддержки и развития продукта требуется множество специалистов и команд. Причины для этого бывают как вполне реальными, например, частые обновления со стороны регулятора, так и искусственными: когда бизнес хочет весь функционал сегодня, а еще лучше вчера и до обеда.
«И что же делать?» — задает себе вопрос CEO или CTO, попавший в такую ситуацию. Ответ прост — расти. Нанимаем 100 новых сотрудников, расширяем команду — и появляется риск получить вместо эффективной структуры безразмерную черную дыру с критической массой в виде административных расходов и хаосом на уровне культуры.
И что интересно, такой универсальный фреймворк, как Scrum, и метод Kanban ничего не предлагают для решения сложившейся ситуации. Еще интереснее становится, когда в дело вмешиваются тренды. Чего стоит модель Spotify, которая покорила сердца многих маркетологов и организаций. В самой модели ничего плохого нет, если не пытаться натянуть сову на глобус и использовать практики, входящие в нее, по назначению и в правильном контексте. Забегая вперед, скажу, так происходит не всегда.
Но есть и более классические фреймворки, проверенные временем и имеющие экспертные сообщества, — такие как SAFe, LeSS, Nexus. Некоторые их них более сфокусированы на Скраме, другие предлагают фундаментально изменить ДНК организации. А тренды беспощадны и предлагают создание гибрида. Часто на практике это выглядит следующим образом: «а давайте создадим свой подход, назовем его соответствующим Agile, при этом замаскируем обычный Waterfall и наберем практики из SAFe, LeSS и т.д.».
Перед тем, как создавать что-то новое, желательно познать что-то проверенное и добавить туда горькую щепотку опыта, приправленную соусом из ошибок и решений. И возможно, возможно тогда получится создать что-то инновационное.
Начнем мы серию статей, посвященных масштабированию компании, с SAFe, он же Scaled Agile Framework, который предлагает революционное развитие организации и четко прописанные правила игры.