Цифровая трансформация перестала быть модным трендом. Теперь это неотъемлемая часть стратегии большинства традиционных компаний в любой отрасли. Банкинг и телеком. Ритейл и туризм. Промышленность и производство — благодаря наступающей промышленной революции (Индустрия 4.0).
Важно осознавать, что результат цифровой трансформации — это создание концептуально новых продуктов и услуг, а не просто использование цифровых технологий в существующих продуктах и бизнес-процессах.
В этом месте изменения в большинстве компаний начинают буксовать. Проходят месяцы (и годы) с момента запуска инициативы внутри компании, но никакие значимые результаты не достигнуты.
Очень часто создаются презентации, красиво рассказывающие акционерам и рынку о цифровых достижениях компании: наняты десятки (сотни) разработчиков, созданы digital-подразделения, делаются проекты с big data, machine learning и даже blockchain, запущен интернет-магазин продукции, выпущено мобильное приложение и тому подобное.
Но прямые результаты для бизнеса либо отсутствуют, либо незаметны на фоне доходов от «традиционных» продуктов и услуг.
Почему так происходит?
Одна из основных причин заключается в том, что к цифровой трансформации «традиционная» компания подходит своими обычными методами.
Например, назначается digital-директор. Из тех, кто доступен в компании, или нанимается человек с рынка, который выглядит достаточно информированным о цифровом мире (это реальные истории). Нанимаются разработчики, в обычном режиме подключаются сотрудники смежных подразделений (маркетинг, продажи, логистика, юристы и тп.).
Запускаются новые проекты, видение которых сформулировано теми самыми экспертами из смежных подразделений. Часто под контролем проектного офиса, по стандартному водопадному процессу, со всеми проблемами, которые в индустрии разработки ПО научились решать уже с 2001 года: месяцы на написание требований, месяцы на согласования, первая поставка результата запланирована ближе к концу проекта, месяцы на приемку и исправление проблем.
Как обеспечить быстрый и значимый результат для компании?
Потратить время, приложить максимум усилий, но нанять правильных людей. С реальным и серьезным опытом в создании и запуске цифровых продуктов.
Иногда ИТ настолько далекая сфера от традиционного бизнеса компании, что менеджмент физически не способен сам идентифицировать правильного человека на роль того же digital-директора. В таком случае следует пройтись по своим знакомым — вполне вероятно, вы быстро найдете человека, который поможет вам сформулировать ожидания от кандидата и даже проведет вместе с вами интервью.
Для успешного запуска реальных изменений по цифровой трансформации бизнеса компании потребуются три новые роли, на которые не подойдет никто из текущих сотрудников:
- Digital lead / Интрапренер
- Технический лид / Архитектор
- Digital-маркетолог
В рамках статьи мы рассмотрим эти роли через призму создания отдельного продукта, так как на других масштабах (бизнес-подразделение, компания) принципы остаются теми же.
Digital lead / Интрапренер
Это должность предпринимателя, а не менеджера. Человек, который способен создать продукт, занять им долю рынка и вывести на максимальные показатели прибыли. Лидер, за которым пойдет команда. Предприниматель, который отлично знает и любит своих клиентов.
Ключевые характеристики роли:
- Обладать сильным видением цифрового продукта, который предстоит создать.
- Быть лидером с сильными амбициями, способным самостоятельно принимать решения (в том числе аргументированно говорить «нет» топ-менеджменту).
- Отлично разбираться в программных продуктах и новых технологиях.
Технический лид / Архитектор
Человек с серьезным опытом, но который все еще «пишет код». Лидер, вокруг которого соберется сильная инженерная команда, а не менеджер, раздающий задачи.
Ключевые характеристики роли:
- Отлично разбираться в программных продуктах «изнутри».
- Уметь сформировать и сплотить вокруг себя крутую dev-команду высококлассных разработчиков (в том числе самостоятельно нанять нужных людей).
- Обеспечивать целостность ИТ-платформы с точки зрения архитектуры и доступности.
Digital-маркетолог
Гуру цифрового маркетинга. Трафик, ретаргетинг, коммуникации с клиентами в цифровых каналах, лендинги, аналитика метрик.
Ключевые характеристики роли:
- Опыт запуска цифровых продуктов (маркетинг и продажи).
- Навык проведения непрерывного customer development во время всего жизненного цикла продукта.
- Умение писать хорошие маркетинговые тексты самостоятельно.
- Опыт работы с таргетированной рекламой и партнерами.
Что это даст организации?
Необходимо не только найти таких людей. Но так же дать им реальные полномочия принимать решения, позволить собрать вокруг себя эффективную команду и ослабить давление корпоративных процессов на эту команду.
В таком окружении команда будет способна двигаться быстро, полагаться на обратную связь от рынка и в короткие сроки выпускать такой продукт или сервис, который даст заметное конкурентное преимущество и влияние на бизнес-показатели компании.
Для компании любого размера подбор и запуск всего одной такой команды — это идеальный старт проекта цифровой трансформации.
Масштабировать следует успех. Но не процесс найма разработчиков.