Цифровая трансформация организации: новые компетенции, роли, люди 💎 — OnAgile Consulting

Цифровая трансформация организации: новые компетенции, роли, люди

Цифровая трансформация стала частью стратегии большинства традиционных компаний в любой отрасли. Однако часто проходят месяцы с момента запуска инициативы внутри компании, но никакие значимые результаты не достигнуты. Почему так происходит?

Цифровая трансформация перестала быть модным трендом. Теперь это неотъемлемая часть стратегии большинства традиционных компаний в любой отрасли. Банкинг и телеком. Ритейл и туризм. Промышленность и производство — благодаря наступающей промышленной революции (Индустрия 4.0).

Важно осознавать, что результат цифровой трансформации — это создание концептуально новых продуктов и услуг, а не просто использование цифровых технологий в существующих продуктах и бизнес-процессах.

В этом месте изменения в большинстве компаний начинают буксовать. Проходят месяцы (и годы) с момента запуска инициативы внутри компании, но никакие значимые результаты не достигнуты.

Очень часто создаются презентации, красиво рассказывающие акционерам и рынку о цифровых достижениях компании: наняты десятки (сотни) разработчиков, созданы digital-подразделения, делаются проекты с big data, machine learning и даже blockchain, запущен интернет-магазин продукции, выпущено мобильное приложение и тому подобное.

Но прямые результаты для бизнеса либо отсутствуют, либо незаметны на фоне доходов от «традиционных» продуктов и услуг. 

Почему так происходит? 

Одна из основных причин заключается в том, что к цифровой трансформации «традиционная» компания подходит своими обычными методами.

Например, назначается digital-директор. Из тех, кто доступен в компании, или нанимается человек с рынка, который выглядит достаточно информированным о цифровом мире (это реальные истории).  Нанимаются разработчики, в обычном режиме подключаются сотрудники смежных подразделений (маркетинг, продажи, логистика, юристы и тп.).

Запускаются новые проекты, видение которых сформулировано теми самыми экспертами из смежных подразделений. Часто под контролем проектного офиса, по стандартному водопадному процессу, со всеми проблемами, которые в индустрии разработки ПО научились решать уже с 2001 года: месяцы на написание требований, месяцы на согласования, первая поставка результата запланирована ближе к концу проекта, месяцы на приемку и исправление проблем.

Как обеспечить быстрый и значимый результат для компании?

Потратить время, приложить максимум усилий, но нанять правильных людей. С реальным и серьезным опытом в создании и запуске цифровых продуктов.

Иногда ИТ настолько далекая сфера от традиционного бизнеса компании, что менеджмент физически не способен сам идентифицировать правильного человека на роль того же digital-директора. В таком случае следует пройтись по своим знакомым — вполне вероятно, вы быстро найдете человека, который поможет вам сформулировать ожидания от кандидата и даже проведет вместе с вами интервью.

Для успешного запуска реальных изменений по цифровой трансформации бизнеса компании потребуются три новые роли, на которые не подойдет никто из текущих сотрудников:

  • Digital lead / Интрапренер
  • Технический лид / Архитектор
  • Digital-маркетолог

В рамках статьи мы рассмотрим эти роли через призму создания отдельного продукта, так как на других масштабах (бизнес-подразделение, компания) принципы остаются теми же.

Digital lead / Интрапренер

Это должность предпринимателя, а не менеджера. Человек, который способен создать продукт, занять им долю рынка и вывести на максимальные показатели прибыли. Лидер, за которым пойдет команда. Предприниматель, который отлично знает и любит своих клиентов.

Ключевые характеристики роли:

  • Обладать сильным видением цифрового продукта, который предстоит создать.
  • Быть лидером с сильными амбициями, способным самостоятельно принимать решения (в том числе аргументированно говорить «нет» топ-менеджменту).
  • Отлично разбираться в программных продуктах и новых технологиях.

Технический лид / Архитектор

Человек с серьезным опытом, но который все еще «пишет код».  Лидер, вокруг которого соберется сильная инженерная команда, а не менеджер, раздающий задачи.

Ключевые характеристики роли:

  • Отлично разбираться в программных продуктах «изнутри».
  • Уметь сформировать и сплотить вокруг себя крутую dev-команду высококлассных разработчиков (в том числе самостоятельно нанять нужных людей).
  • Обеспечивать целостность ИТ-платформы с точки зрения архитектуры и доступности.

Digital-маркетолог

Гуру цифрового маркетинга. Трафик, ретаргетинг, коммуникации с клиентами в цифровых каналах, лендинги, аналитика метрик.

Ключевые характеристики роли:

  • Опыт запуска цифровых продуктов (маркетинг и продажи).
  • Навык проведения непрерывного customer development во время всего жизненного цикла продукта.
  • Умение писать хорошие маркетинговые тексты самостоятельно.
  • Опыт работы с таргетированной рекламой и партнерами.

Что это даст организации? 

Необходимо не только найти таких людей. Но так же дать им реальные полномочия принимать решения, позволить собрать вокруг себя эффективную команду и ослабить давление корпоративных процессов на эту команду.

В таком окружении команда будет способна двигаться быстро, полагаться на обратную связь от рынка и в короткие сроки выпускать такой продукт или сервис, который даст заметное конкурентное преимущество и влияние на бизнес-показатели компании.

Для компании любого размера подбор и запуск всего одной такой команды — это идеальный старт проекта цифровой трансформации.

Масштабировать следует успех. Но не процесс найма разработчиков.

Хотите узнать, каких результатов можно достичь с помощью Agile в вашем проекте или компании?
Напишите нам
                                                      
Опубликовано

Ближайшие тренинги по Agile и Scrum

Еще публикации по Agile в Гибкие организации

Публикация
Медицина и здравоохранение
Уход на дому самоуправляющимися командами медсестер: модель голландской Buurtzorg
Инновационный подход к использованию самоуправляющихся команд медсестер и медбратьев, заслуживший высокие оценки пациентов и сотрудников.
Кейс
Ритейл
Удвоение продаж розничной сети в течение двух лет. Разработка стратегии
Наш клиент, региональная ортопедическая сеть, поставила перед нами задачу разработки стратегии по двукратному росту операционной прибыли в течение следующих двух лет.
Публикация
Гибкие организации
Как обеспечить развитие организации. Часть 1: ошибки роста
Начинаем серию статей, посвященных развитию организации и росту численности команды. Подробно поговорим о фреймворках масштабирования SAFe, LeSS, Nexus, о модели Spotify и других гибридных решениях.
Публикация
Банкинг
Agile-трансформация крупного банка. Промежуточные итоги
Ключевые моменты, которые следует знать при внедрении Agile-подхода в своей компании. На примере крупного российского банка.

С 2004 года мы помогаем адаптировать к изменениям культуру и процессы компании

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!