Трансформация как повсеместное явление
Сегодня термин «трансформация» в отношении бизнеса используется повсеместно. Однако нет единого понимания его значения. Каждый вкладывает в трансформацию собственный смысл. Особенно когда речь заходит об Agile-трансформации.
Согласно академическому словарю, термин «трансформация» имеет следующее значение — преобразование структур, форм и способов, изменение целевой направленности деятельности.
Но если отойти от индивидуальных особенностей, то можно принять за общее определение некий процесс перехода из одного состояния в другое, либо изменение состояний.
Понятие трансформации бизнеса станет более полным, если учитывать желание самого бизнеса осуществить необходимые преобразования характеристик организации: культуры, людей, процессов, клиентов, инфраструктуры и т.д. И в этом смысле, добавляя «Agile» перед «трансформацией бизнеса», мы имеем ввиду, что преобразования происходят через призму Agile-ценностей.
Можно предположить, что такие изменения не происходят за один раз. Есть известное высказывание Уоррена Баффетта о том, что для некоторых результатов просто требуется время — невозможно получить ребенка через месяц, даже если заставить забеременеть девять женщин. Поэтому реальная трансформация — это серия маленьких трансформаций. Также трансформация это не статичная цель, а некое направление, куда бизнес хочет прийти.
38 попугаев трансформации
Что же представляет собой маленькая трансформация? Можно ли ее как-то определить и померить? Нужно ли это делать? На уровне структуры и бизнес-процессов — да, то есть то, что дискретно и поддается делению. Но кто меняет процессы и структуру? Люди! Поэтому маленькая трансформация начинается с каждого члена организации, с каждой личности.
Если не они, то кто
Согласно теории распространения инноваций, принятие изменений начинается с инноваторов и ранних последователей. В контексте трансформационного курса такие первопроходцы выполняют роль лидеров, служат примером для остальных. От их энтузиазма зависит судьба дальнейших изменений.
Почему это важно? По нашему опыту, многие благие изменения были неудачны именно из-за отсутствия таких лидеров, агентов изменений.
Лидеры — это те, кто первыми пришли к изменениям в действиях через изменение мышления. Они становятся маяком трансформации. И в этом смысле другим уже легче пройти по проложенному пути при их поддержке. Причем если в плоской организации лидерами трансформации могут быть кто угодно, то при наличии иерархии руководители высшего звена должны пойти первыми. Иначе трансформация обречена на провал.
Что же делать
При этом, по мнению Jon Stahl, опытного Agile-практика, топ-менеджмент должен честно ответить себе на такие вопросы:
- Действительно ли они хотят Agile-трансформации?
- Готовы ли они изменить свое поведение?
- Готовы ли они пойти первыми?
И если ответы на все вопросы положительные, то лидерам-руководителям нужно будет на личном примере показать, что такое жить Agile-ценностями. Первый шаг к этому — визуализация самих ценностей, стратегии, проектов, планов и прочей ключевой информации для всеобщего обозрения. Второй — ежедневные стендапы в публичном пространстве.
Следите за нашими новыми статьями, в которых мы расскажем об организационном поведении и лидерстве, об особенностях трансформации в различных корпоративных культурах и выборе подходящих Agile-практик.