Применение Agile и Scrum в образовании 💎 — OnAgile Consulting

Применение Agile и Scrum в образовании

Спринты вместо семестров и вовлеченные команды вместо скучающих слушателей лекций.

Опытом внедрения Agile и Scrum в образовательный процесс поделился латиноамериканский проект «Laboratoria», занимающийся обучением женщин в сфере IT. Мы выбрали и перевели для вас главное.

Обычно Agile принимают за методологию. Но прелесть Agile в том, что это понятие гораздо шире методов и практик — это способ поведения, это культура и образ мышления. А значит, Agile можно применить к любой организации и к любому аспекту работы.

По своей сути гибкое мышление — об инновациях. Речь идет о функционировании в условиях неопределенности, которой все больше в современном мире. И лучше всего с этим справляются мотивированные команды, которые способны адаптироваться и своевременно реагировать на изменения.

Принципы

 

1. Спринт вместо марафона

В традиционном образовательном процессе единицей времени служит семестр. По сути и студенты, и преподаватели узнают о результатах обучения раз в 4-5 месяцев, когда что-либо менять уже поздно.

Внедрение характерных для Agile спринтов позволяет сильно сократить цикл обратной связи, облегчая адаптацию и позволяя оперативно реагировать на любые перемены. Конец каждого 2-3 недельного цикла — возможность оценить полученные знания и опыт, понять, что можно изменить и улучшить.

Каждый спринт начинается со встречи по планированию, на которой студенты продумывают предстоящую работу и оценивают усилия, которые потребуются в течение следующих нескольких недель. Заканчивается спринт ретроспективой: студенты анализируют проделанную работу, определяют извлеченные уроки и области для улучшения. Короткие циклы обратной связи также позволяют преподавателям быстро выявлять проблемы и принимать соответствующие меры. Иными словами, лучше пробежать несколько спринтов, чем один марафон.

 

2. Учебные команды

Agile подразумевает командную работу и сотрудничество, ставя людей и их взаимодействие выше процессов и инструментов. Применительно к обучению — где перед каждым студентом стоит задача усвоить знания — деление на небольшие, хорошо взаимодействующие внутри себя команды помогает наладить взаимопомощь. Параллельно с достижением индивидуальных целей учащиеся уделяют внимание развитию своих товарищей по команде.

Учебные группы из 6-8 студентов курирует тренер — что-то вроде Scrum-мастера в Agile-команде. В «Laboratoria» за ним закрепилось запоминающееся прозвище «мастер-джедай», в честь героя «Звездных войн». Задача тренера — устранять барьеры в обучении, с которыми сталкиваются учащиеся, содействовать командной работе и сотрудничеству между группами.

Команда ежедневно встречается со своим тренером, и каждый студент рассказывает:

  • Что я сделал вчера?
  • Что я буду делать сегодня?
  • Какие препятствия мешают моему прогрессу?

В отличие от традиционных учебных групп, команды независимы и автономны — они сами решают, как планировать спринт, как организовать свою работу и как отслеживать прогресс. Практика показала, что такая схема работы отвечает и задачам преподавателей — стало проще контролировать учебный процесс и вовремя замечать проблемы.

Интересный момент: в конце каждого спринта составы команд меняются. Таким образом в «Laboratoria» развивают навыки адаптации и способствуют сохранению командного духа на уровне всей группы, а не только на уровне команды.

 

3. Обучение как игра

Один из ключевых принципов Agile — построение проектов вокруг мотивированных людей. В учебном процессе традиционным мотиватором и мерилом успеха служат оценки. Перестраивая образовательный процесс, их решили заменить на баллы и вознаграждения. Студенты начинают с нуля очков и зарабатывают их по ходу учебы.

Эта система вознаграждения позволяет выйти за рамки оценивания только лишь усвоения знаний. Студенты получают:

  • Баллы за усилия: это вознаграждение, оценивающее усилия (например, помощь другому студенту), а не результат.
  • Баллы за успеваемость: студенты также зарабатывают баллы за выполнение определенных заданий. Чем лучше они это сделают, тем больше очков заработают.
  • Баллы за выдающуюся работу: здесь оценивается поведение, которое хотят поощрить преподаватели. Например, командная работа и общение.

Полезными оказались и дополнительные стимулы, не относящиеся непосредственно к учебному процессу, но способствующие сотрудничеству между командой и всей группой. Так, если все участники команды достигают цели спринта, студенты приглашаются на необычный ужин, на экскурсию или просто организуется вечер кино и пиццы.

Сложностью, возникшей при использовании этой системы вознаграждения, оказалось то, что некоторые студенты слишком увлекаются зарабатыванием баллов и упускают из виду основную цель обучения.

«Дополнительная внешняя мотивация является проблемой и в бизнес-среде, где в погоне за достижением очередного KPI нередко теряется здравый смысл происходящего. Применительно к процессу обучения, вероятно, необходимо дополнительное внимание со стороны тренера студенческой группы. Ежедневный стендап — отличная возможность узнать краткосрочные планы каждого студента, его мотивацию и при необходимости напомнить о глобальных целях».

Эксперт OnAgile Consulting

 

4. Искусство размышления

Важный принцип Agile — постоянная оценка происходящего с целью повышения эффективности работы.

В «Laboratoria» студентов побуждают к рефлексии на трех уровнях: индивидуальном, на уровне команды и на уровне учебной группы.

Индивидуальная работа встроена в структуру урока. Занятие всегда начинается с предварительного самостоятельного ознакомления с новым материалом. Это позволяет, во-первых, развивать навыки самообучения; и во-вторых, делает лекции более продуктивными, потому что студенты приходят в класс с четким пониманием того, где им нужна помощь преподавателя.

После завершения предварительной работы студентов опрашивают. Это дает им немедленную обратную связь и первоначальную калибровку знаний, а преподавательской группе позволяет оценить уровень понимания темы студентами и на основе этого выстроить дальнейшую работу.

На практических занятиях студенты сначала работают над заданиями самостоятельно. А затем получают от преподавателя правильные решения и просьбу сравнить с ними свою работу, проанализировать результаты и обдумать их. Выводы фиксируются в короткой анкете, которую студенты заполняют в конце каждого занятия.

Кроме того, учащиеся сравнивают с образцом не только свою работу, но и результаты товарищей по команде. Эта практика показала себя как мощный инструмент для обеспечения обратной связи и поощрения сотрудничества. Заканчивается урок перечнем дополнительных материалов для более глубокого изучения темы.

Ретроспектива на уровне команды проводится в конце каждого спринта. Группы независимо отвечают на три ключевых вопроса:

  • Что мы сделали хорошо?
  • Что мы могли бы сделать лучше?
  • Что нового мы можем начать делать, чтобы улучшить результаты?

Для повышения эффективности обучения необходим обмен полученным опытом на уровне всей учебной группы. С этой целью представители каждой команды рассказывают об основных моментах своей ретроспективы и делятся 1-2 рекомендациями по успешному обучению, которые все студенты смогут применить в будущих спринтах.

Дополнительно обмен опытом проводится каждый месяц на специальной встрече для «рассказывания историй», во время которых команды или группы студентов делятся своим опытом в необычных достижениях.

Результат — высокая вовлеченность студентов

«Когда мы впервые задумались о включении принципов Agile в процесс обучения, — комментируют полученный опыт в «Laboratoria» — мы хотели научить студентов тому, как работают технологические компании. Однако сегодня, увидев необычайные результаты с точки зрения вовлеченности учащихся, скорости освоения и широты знаний, которыми овладевали наши студенты, роста их социально-эмоциональных навыков, — мы больше не относимся к Agile как к пункту учебной программы. Это стало частью нашей образовательной модели.

Дело в том, что благодаря гибкому подходу, мы — преподаватели — сами стали лучше. Agile оказался критически важным компонентом для построения более привлекательной образовательной модели. Той, которая воспитывает в наших студентах глубокую любовь к учебе, укрепляет их уверенность в себе, показывает им, как много они могут усвоить при наличии правильных ценностей и принципов».

Еще публикации по Agile в Гибкие организации

Публикация
Гибкие организации
Комплексная Agile-трансформация бизнеса
Комплексная трансформация бизнеса — это трансформация бизнеса целиком, и в первую очередь — это изменение культуры компании или группы компаний.
Кейс
Ритейл
Удвоение продаж розничной сети в течение двух лет. Разработка стратегии
Наш клиент, региональная ортопедическая сеть, поставила перед нами задачу разработки стратегии по двукратному росту операционной прибыли в течение следующих двух лет.
Публикация
Медицина и здравоохранение
Уход на дому самоуправляющимися командами медсестер: модель голландской Buurtzorg
Инновационный подход к использованию самоуправляющихся команд медсестер и медбратьев, заслуживший высокие оценки пациентов и сотрудников.
Публикация
Ритейл
Испытание Новым годом: как ритейлу справиться с авралом и получить новых клиентов
Пик заказов перед Новым годом — серьезное испытание для ритейлеров. Проблемы с доставкой, перегруженная служба поддержки и недовольные покупатели, с одной стороны. И рекордная выручка и приток новых клиентов — с другой.

Мы помогаем организациям с 2004 года

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!