В 1975 году Амансио Ортега Гаона открыл первый магазин одежды ZARA. В мае 2016 года Forbes оценил стоимость бренда ZARA в 10.7 миллиарда долларов.
На текущий момент открыто более 6000 магазинов ZARA в 88 странах мира. Именно благодаря ZARA ее основатель Амансио Ортега Гаона стал богатейшим человеком Европы, а в октябре 2015 года на несколько часов потеснил Билла Гейтса на пьедестале богатейшего человека мира.
Каким образом ZARA удалось занять лидирующие позиции в модной индустрии, оставив конкурентов далеко позади?
В 1975 году небольшая фабрика одежды, которой владел Амансио Ортега Гаона, оказалась на грани банкротства по причине внезапной отмены крупного заказа, в который были вложены все оборотные средства. Найти другого покупателя на уже изготовленную продукцию не удалось, и тогда у Ортега не осталось другого выхода, кроме как продать товар самостоятельно. Это и стало причиной открытия первого розничного магазина ZARA. Из этой истории Ортега вынес главный урок, который определил будущую стратегию ZARA:
«Чтобы добиться успеха, нужно одной рукой держаться за фабрику, а другой за покупателя».
Принцип «Точно вовремя»
В ZARA очень малый процент распродаж: более 85% товаров ZARA продает по обычной цене, в то время как у конкурентов этот показатель составляет лишь 60-70%. Этого удалось достичь благодаря использованию подхода «Точно вовремя», который был разработан в компании Toyota в 1948 году. В понятиях Toyota этот термин означает «делать только то, что необходимо, когда это необходимо, и только в необходимом количестве». Эта методика нацелена на уменьшение потерь и несоответствий, на исключение ненужных этапов рабочего процесса, что в итоге приводит к повышению продуктивности.
Термин «Точно вовремя» широко использовался в бизнес-среде в 80-х годах, но начиная с 90-х годов этот подход начали называть термином «Lean». В самостоятельной форме термин «Lean» обычно не переводится на русский, однако в словосочетаниях, таких как «Lean Production», «Lean Software Development», переводят как прилагательное: «Бережливое производство», «Бережливая разработка программного обеспечения».
Именно с помощью подхода «Точно вовремя», или «Lean», компании ZARA удалось сломать привычные правила игры в индустрии моды, обеспечив практически непрерывное обновление коллекций, и свести складские запасы к минимуму. Это значит, что если модель оказалась неудачной и не продается, то это не приводит к существенным потерям. И в то же время, если одна из моделей вдруг пользуется высоким спросом, то ZARA оперативно производит необходимое количество нужного товара.
Поток единичных изделий
Поток единичных изделий (One Piece Flow) — способ организации производства, предложенный Тайити Оно, главой компании Toyota. Это система, при которой изделия обрабатываются по одному либо небольшими партиями в соответствии с запросами потребителей. Поток единичных изделий является противоположным подходу массового производства:
- Массовое производство — это производство огромного количества стандартных изделий.
- Поток единичных изделий — продвижение изделий по производственной цепочке по одному в каждый момент времени.
Система массового производства фокусируется на снижении стоимости изделия путем увеличения объема: чем больше изделий мы производим в один момент времени, тем дешевле стоимость одного изделия. В то время как «Поток единичных изделий» сфокусирован на выстраивании равномерного процесса и на устранении всех видов потерь в нем. Этот подход позволяет компаниям, таким как ZARA, быть быстрыми, гибкими и реагировать на запросы потребителей гораздо быстрее и эффективнее.
Минимальные запасы
В системах массового производства создается большое количество запасов, которые нужно хранить, перемещать, которые связывают капитал и увеличивают риски. Lean подход рассматривает запасы как один из видов потерь и предлагает выстраивать процесс таким образом, чтобы количество незавершенной и нереализованной продукции было минимальным.
В ZARA товар не задерживается на складе, а в магазинах запасы сведены к минимуму. Отсутствие запасов компенсируется системой оперативного заказа, быстрого производства и доставки готовой продукции в магазины. Каждый магазин дважды в неделю в строго определенное время размещает заказ, исходя из текущих потребностей. Примерно через 8 часов после размещения заказа товар уже упакован и готов к отправке со склада на северо-западе Испании. Благодаря централизованной системе логистики этот товар будет доставлен в любую точку мира в течении 48 часов.
Lean Business Model
ZARA является одним из ярчайших примеров хорошо отлаженной и устойчивой бережливой (Lean) бизнес-модели вне индустрии машиностроения. Именно благодаря использованию принципов Lean у ZARA самый высокий показатель прибыльности в модной индустрии — 28%, что в среднем в 4 раза выше, чем у конкурентов. Именно использование Lean позволило получить ключевые конкурентные преимущества, которые сделали ZARA лидером модной индустрии, и о которых я расскажу в следующей статье.