Покер планирования — совместная оценка задач командой с помощью Planning poker | OnAgile Consulting

Покер планирования — совместная оценка задач командой с помощью Planning poker

Planning poker — техника командной оценки задач в относительных единицах. Впервые описана в 2002 году Джеймсом Гренингом, одним из авторов Agile-манифеста. В дальнейшем популяризирована Майком Коном в книге «Agile Estimating and Planning».

Planning poker (перевод с англ. — Покер планирования) — техника командной оценки задач в относительных единицах. Впервые описана в 2002 году Джеймсом Гренингом, одним из авторов Agile-манифеста. В дальнейшем популяризирована Майком Коном в книге «Agile Estimating and Planning». 

Достоинства техники:

  • Вовлекает всех участников в процесс оценки.
  • Позволяет сформировать у команды одинаковое понимание сути оцениваемой задачи. В результате оценки задачи с помощью Покера планирования команда понимает объем изменений и их сложность — за счет передачи знаний и опыта между участниками.
  • Позволяет команде за ограниченное время прийти к консенсусу в определении сложности задачи. Согласно исследованиям, такие оценки получаются более точными и менее оптимистичными.
  • Помогает минимизировать эффект якорения. Эффект якорения возникает, когда при оценке задач один из участников вслух произносит свою версию оценки сложности задачи, например: «Я думаю, что эта задача на 5 дней». В этот момент у других участников неосознанно возникает привязка к числу 5. Это число становится отправной точкой в их личном мыслительном процессе, задавая рамки. Например, если кто-то думал про оценку в 1-2 дня, после услышанного мнения в 5 дней он неосознанно захочет увеличить свою оценку. Особенно сильно этот эффект проявляется, когда первым говорит человек, являющийся формальным или неформальным лидером для команды.

Описание процесса планирования с использованием карт

Подготовка

Чтобы встреча командной оценки с использованием техники Покер планирования прошла продуктивно, мы советуем подготовить:

  • список задач на оценку, по которым владелец продукта может дать обзор, что и зачем необходимо сделать, и ответить на уточняющие вопросы команды;
  • колоды карт для участников команды. Мы рекомендуем колоды, содержащие для оценки адаптированный ряд Фибонначи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 20, 40… Такой ряд хорошо отражает неопределенность, которая возрастает с ростом сложности оцениваемой задачи. Чем меньше задача, тем мы точнее можем понять ее трудоемкость. Мы отчетливо можем отличить сложность в 1 от 2 или от 3. С ростом сложности и неопределенности обеспечить такую точность становится трудно. И разница, скажем, между 13 и 20 не столь велика, риск ошибиться большой — как в большую, так и в меньшую сторону. Мы советуем командам декомпозировать задачи с оценкой 13 и более;
  • эталонную задачу, а лучше набор эталонных задач разного объема, например: 1, 3, 5. Эталонная задача — это задача, которая уже была выполнена командой, или по которой команда одинаково понимает, какие доработки были сделаны, и все согласны с указанной оценкой сложности. Эталонные задачи значительно упрощают и ускоряют процесс относительной оценки в команде.

Механика проведения Покер планирования

У каждого участника команды есть своя колода карт для оценки. Колоды содержат одинаковый ряд значений. Для того чтобы процесс относительной оценки проходил проще, желательно на встрече поместить в поле зрения команды набор эталонных задач (флипчарт, whiteboard и др.).

Фасилитатор встречи ведет процесс, следит за ходом обсуждения, помогает командам найти консенсус в спорных ситуациях, следит за временем.

Владелец продукта представляет приоритетную задачу для оценки. Рассказывает команде контекст задачи: что нужно сделать, как меняется поведение пользователей продукта и т.д. Команда задает уточняющие вопросы для прояснения необходимых деталей и формирования общего видения реализации задачи.

После чего каждый участник команды молча сравнивает сложность представленной задачи со сложностью эталонных задач. Выбирает из колоды карт значение, которое максимально близко, с его точки зрения, соотносится со сложностью задачи, и выкидывает соответствующую карту рубашкой вверх. Фасилитатор следит за тем, чтобы первый раунд проходил в тишине во избежание эффекта якорения.

Как только все участники команды выложили свои карты, вскрываются значения. Участники с минимальной и максимальной оценкой рассказывают свои доводы, объясняя, почему данная задача сложнее или легче эталонной. В процесс обсуждения может вовлекаться вся команда. Фасилитатор следит, чтобы обсуждение не ушло в торги и нескончаемый спор. Цель обсуждения — обменяться опытом, понять, почему есть такой разброс оценок, и прояснить детали решения, которые помогут снизить разброс и прийти к консенсусу. Если в результате обсуждения выясняется, что команде не хватает информации, и участники не могут принять решение, оценка задачи откладывается и в бэклог добавляется задача (Spike) на проработку.

После обсуждения команда повторяет цикл голосования, пока не достигнет консенсуса в оценке сложности задачи.

Когда команда оценила задачу или определила, какие детали необходимо проработать для дальнейшей оценки, процесс повторяется для последующих задач в рамках отведенного времени.

Интересно узнать подробнее?

Приходите на один из наших тренингов, где вы в деталях разберете эту тему и сможете задать тренеру свои вопросы.

Вопросы и ответы по теме

Почему опытные Scrum-команды предпочитают Planning Poker классическим методам оценки?

Planning Poker устраняет главную проблему классических оценок - эффект якорения, когда мнение авторитетного члена команды влияет на остальных. Благодаря одновременному открытию карт и последующему обсуждению, команда получает более объективные оценки и достигает консенсуса естественным путем.

Как Planning Poker помогает избежать самой частой ошибки при оценке задач?

Техника использует ряд Фибоначчи (1,2,3,5,8,13...), который учитывает растущую неопределенность в сложных задачах. Это защищает от типичной ошибки линейной оценки, когда команды считают, что могут одинаково точно оценить как маленькие, так и большие задачи.

В чем секрет точности оценок при использовании покера планирования?

Ключевой элемент точности - использование эталонных задач, которые команда уже выполняла. Сравнивая новые задачи с эталонными, команда опирается на реальный опыт, а не на абстрактные предположения. Это делает оценки более реалистичными и предсказуемыми.

Какую неожиданную пользу получает команда от регулярного использования Planning Poker?

Planning Poker становится мощным инструментом обмена знаниями в команде. Во время обсуждения разных оценок junior-разработчики узнают о скрытых сложностях от более опытных коллег, а senior-разработчики получают свежий взгляд на привычные решения.

Как правильно использовать карты Planning Poker чтобы получить точную оценку?

Ключевой момент - соблюдение тишины в первом раунде голосования, когда каждый участник молча выбирает карту. Только после одновременного открытия всех карт начинается обсуждение крайних оценок. Это обеспечивает независимость мнений и более объективный результат.

В каких случаях Planning Poker может навредить процессу оценки?

Planning Poker теряет эффективность, когда команда не имеет эталонных задач для сравнения или когда участники не готовы открыто обсуждать свои оценки. Также техника может затягивать процесс оценки, если фасилитатор не умеет правильно модерировать обсуждение разных мнений.

Еще публикации по Agile в Agile, Scrum, Kanban–метод

Мифы об Agile. «Мы стали проводить всё время на митингах»
Публикация Agile, Scrum, Kanban–метод

Мифы об Agile. «Мы стали проводить всё время на митингах»

Нередко от Agile-команд можно услышать недовольство о нехватке времени, поскольку большую часть времени люди стали проводить в «бесконечных встречах».

Lean Six Sigma — что такое шесть сигм и зачем компании улучшать процессы
Публикация Agile, Scrum, Kanban–метод

Lean Six Sigma — что такое шесть сигм и зачем компании улучшать процессы

Только лишь исправления отдельных ошибок в процессе недостаточно. Иногда стоит разобраться, что на самом деле важно для клиента — и систематически устранять из процесса всё, что ценностью не является.

Материалы для самостоятельного изучения Agile
Публикация Agile, Scrum, Kanban–метод

Материалы для самостоятельного изучения Agile

Мы собрали для вас список самых важных книг на тему Agile и всего того, что пригодится на нелегком пути трансформации. Они могут вам самостоятельно изучить подход, а также закрепить и расширить полученные на тренингах знания.

Ближайшее обучение по Agile и Scrum

С 2015 года мы помогаем адаптировать к изменениям культуру и процессы компании

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!