В первой части я рассказал, как Lean подход позволяет ZARA свести запасы к минимуму и производить одежду только в том объеме, который требуется. ZARA не приходится устраивать грандиозные распродажи, ZARA производит модели и цвета которые пользуются спросом, что положительно сказывается на прибыли. Однако это не единственное следствие.
Time to Market
В ZARA хорошо отлажен не только процесс производства и логистики, но и процесс дизайна новых моделей. С момента принятия решения о разработке новой модели до появления ее в магазинах (Time to Market) проходит всего 15 дней, в то время как у конкурентов это занимает 6 месяцев. Такая скорость произвела настоящую революцию в мире моды. Классический подход подразумевает обновление коллекций один раз в сезон. Коллекцию заранее разрабатывают, затем производят большими партиями, затем доставляют в магазины. В ZARA все совсем не так: модели обновляются постоянно, в среднем ZARA создает около 1000 новых моделей каждый месяц. Такой подход получил свое название — Fast Fashion, и он позволяет компании всегда оставаться в модном тренде.
Fast is the new Big
Парадигма скорости пришла на смену парадигме масштабов. Если раньше для победы в конкурентной борьбе нужно было укрупняться, то сейчас на первый план выходит скорость. ZARA не переносила свое производство в Китай, как это делало большинство компаний. Такой перенос позволил бы снизить себестоимость изделий, но время поставки при этом бы увеличилось. В парадигме Big перенос производства в Китай — это отличное решение: пусть чуть дольше, зато дешевле. В Zara думают по-другому: в парадигме Fast такой перенос несет больше вреда, чем пользы.
Обратная связь
ZARA быстро поняла, что модные тренды очень сложно предсказать. Поэтому, когда ZARA заказывает текстиль у своих поставщиков, часть текстиля заказывается без определенного цвета. Цвет определяется, когда ZARA получит реальные данные о предпочтениях покупателей.
ZARA также постоянно получает информацию о предпочтениях покупателей с помощью современных IT-решений, которые позволяют дизайнерам находить новые тренды и предсказывать поведение покупателей.
Процесс дизайна в ZARA сфокусирован на потребителях больше, чем вы можете себе представить. Это яркий пример методики непрерывных улучшений (Kaizen).
Каждый вечер менеджеры розничных магазинов отправляют информацию о поведении покупателей в информационный центр. Эта информация обрабатывается и передается дизайнерам, которые на основе полученной информации вносят улучшения и создают отличные модели.
В базе данных хранится информация как о покупках, так и о возвратах моделей. Это очень важная информация, так как она позволяет очень быстро принять решение о доработке либо о снятии модели с продаж. Например, покупатели жалуются на быстрое вытирание рукава на одной из моделей кардигана. В этом случае дизайнер либо дорабатывает модель, либо на общем собрании принимают решение, что модель в целом неудачная, и ее снимают с продажи.
Agility
«Узнай реальные потребности заказчика, как можно быстрее создай продукт, удовлетворяющий этим потребностям. Сокращай время поставки (Time to Market), не делай лишнего, получай обратную связь как можно раньше». Все это принципы Agile, которые применимы во всех областях человеческой деятельности. И ZARA — это один из примеров воплощения этих принципов на практике.