Глоссарий / Управление проектами / Единица измерения работы

Единица измерения работы

Единица измерения работы — это базовая метрика для оценки объема и трудозатрат в проектах. В отличие от календарного времени, она отражает количество усилий, необходимых для выполнения конкретной задачи или функции. Позволяет команде планировать и отслеживать прогресс независимо от внешних факторов.
Единица измерения работы подобна эталонному метру в физике — она создает общий стандарт для измерения усилий в команде. Как архитектор использует квадратные метры для планирования пространства, так проектная команда использует единицы работы для планирования спринтов и релизов.

Зачем нужна стандартизация измерений

Во-первых, единица измерения работы обеспечивает предсказуемость планирования. Вместо размытых оценок «это займет пару дней» команда получает четкое «это 5 story points». Например, в одном проекте разработка формы регистрации может оцениваться в 3 единицы, а интеграция с платежной системой — в 13 единиц, что сразу показывает разницу в сложности.

Во-вторых, стандартизированные единицы улучшают коммуникацию между участниками проекта. Когда product owner говорит «у нас есть 40 единиц работы на спринт», каждый член команды понимает реальный объем задач, а не пытается интерпретировать абстрактные формулировки.

Как выглядят единицы работы в реальных проектах

В IT-проектах наиболее распространены story points в Scrum-командах. Команда мобильного приложения для доставки еды может использовать последовательность Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13. Простая задача «изменить цвет кнопки» получает 1 point, добавление новой страницы с базовой логикой — 3 points, а разработка системы уведомлений с интеграцией push-сервисов — 13 points. Команда калибрует свои оценки на основе выполненных задач и через несколько спринтов может стабильно закрывать 35-40 points за итерацию.

Распространенные ошибки в использовании метрик

Многие команды ошибочно приравнивают единицы работы к временным затратам, создавая прямую зависимость «1 point = 1 час». Такой подход нивелирует главное преимущество относительных оценок и возвращает команду к традиционному планированию по времени. Другая частая проблема — попытка сравнивать производительность разных команд по количеству закрытых единиц. Story points одной команды не эквивалентны story points другой, поскольку каждая команда калибрует свою шкалу под собственный контекст и опыт.

Основа для эффективного планирования и коммуникации

Правильное понимание единиц измерения работы создает фундамент для velocity-based планирования и помогает командам принимать обоснованные решения о scope спринтов и релизов. Эта метрика становится общим языком для обсуждения приоритетов, рисков и возможностей в проекте, обеспечивая прозрачность между разработчиками, менеджерами и заказчиками.

С 2015 года мы помогаем адаптировать к изменениям культуру и процессы компании

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!