А ваши HR сотрудники готовы к Agile?

А ваши HR сотрудники готовы к Agile?

Компании, уже освоившие новые модели или только вступившие на путь трансформации, нуждаются в HR-службе нового поколения.

Такой вопрос уже не является редкостью в эпоху цифровизации и внедрения новых моделей управления бизнесом. Компании, уже освоившие новые модели или только вступившие на путь трансформации, нуждаются в HR-службе нового поколения. Необходимость идти в ногу с бизнесом будет побуждать HR к преобразованиям в подходах к работе с персоналом, в квалификации и навыках сотрудников HR-службы.

Какие  вызовы с точки зрения найма, поддержки и развития персонала стоят перед компанией, делающей ставку на гибкость с децентрализацией в управлении и самоорганизацию в небольших командах? Давайте рассмотрим подробнее, как изменяются подходы к работе и какие компетенции будут жизненно необходимы для HR сотрудника в такой компании.

«Гибкость» в тренде

«Agile шагает по стране», «business agility», «мы за гибкие подходы в управлении» — такие лозунги чаще и чаще встречаются в СМИ и звучат из уст менеджмента компаний разного калибра. Чтобы оставаться конкурентоспособными, важно быть гибкими, уметь справляться с проблемами и воплощать инновации.

В публикации HeadHunter «HR-тренды 2018 года» «гибкость» заявлена как один из главных трендов 2018 года. Как следствие, прогнозируется нарастающая потребность в компетенциях сотрудников, готовых занять новые роли, такие как владелец продукта (англ. Product Owner), скрам-мастер, менеджер поставок (Agile Delivery Manager), Agile-коуч и другие.

Согласно данным на начало 2017 года от LinkedIn, позиция скрам-мастера, как менеджера нового поколения, попала в десятку самых перспективных вакансий.

Многие уже сейчас признают подобные позиции как официальные должности организации. Но так ли все прозрачно с пониманием «гибкости», новых ролей и новых подходов к организации деятельности?

Knowledge Workers

Сегодня компании стремятся реагировать на новые реалии и вызовы, принципиально переосмысливая свои взгляды, поведение и принципы организации деятельности. Движущей силой гибких организаций являются так называемые Knowledge Workers (рус. перевод — «работник интеллектуального труда»). Работники интеллектуального труда, согласно Друкеру, — это люди, которые знают о выполняемой ими работе больше, чем их боссы. Их работа состоит в преобразовании информации в знания и в воплощении этих знаний в продуктах и решениях. Такой подход к работе бросает вызов традиционному подходу управления на основе задач (англ. «Manual Workers»/ «Task Workers»).

Работники интеллектуального труда принимают новые вызовы, работая в запутанном окружении и создавая сложные продукты. Это их и мотивирует. Они также ищут смысл в своей карьере, признание и уважение. Они готовы взять на себя ответственность и вносить свой вклад в создание и развитие бизнеса организации, ожидая возможность определять самим, как делать свою работу, чтобы достичь принятых целей. Все это создает основу для установления новых отношений, которые начинаются с процесса найма.

Это также влияет на то, как специалисты HR-службы взаимодействуют и с руководством, и с обычными специалистами.

Подобно изменениям в стиле руководства, HR-служба должна стать менее предписывающей и более гибкой, наделяющей и поддерживающей сотрудников в их полномочиях и формировании автономной среды для продуктивной командной работы.

Как следствие, в гибком окружении сотрудники и процессы HR-службы должны эволюционировать постоянно, вместе с сотрудниками организации и ключевыми процессами.

Нанять, сложно вырастить

Около 47% представителей компаний-респондентов в ежегодном отчете State of Agile отмечают недостаточность навыков и опыта, как одну из ключевых сложностей при Agile-трансформациях. В связи с этим, мы видим рост числа публикуемых вакансий на новые роли, а также тенденцию добавления требований к кандидатам в части soft-навыков, agile-компетенций и сертификаций.

Поиск лучших талантов всегда был трудным. А сейчас, с учетом потребности в новых квалификациях, становится еще труднее. Что происходит сейчас в headhunting-сервисах, и насколько качественно обозначаются ожидания к новым качествам кандидата? Давайте посмотрим, что публикуют компании в вакансиях скрам-мастера на сайте hh.ru. Вот найденные нами примеры ожидаемых функций:

  • контролировать scrum-митинги;
  • проводить митинги с тимлидами и техлидами проектов;
  • подготавливать отчеты, делать обзор метрик, сбор спринтов для планирования;
  • заносить информацию в JIRA;
  • координировать работу разработчиков и дизайнеров;
  • контроль качества результатов;
  • поиск концептуальных решений :) и т.д.

Как видно, в этом списке очень много требований, никак не связанных с ролью скрам-мастера, как она задумана. Более того, некоторые ожидания от работы скрам-мастера в корне противоречат ценностям и принципам, на которых строится гибкость.

В классической организации поиск и отбор кандидатов (как минимум) лежит на плечах HR-специалиста. С таким подходом несложно представить, что в случае недостаточной компетентности HR-специалиста, насколько некачественным может оказаться поиск и сколько кандидатов может быть упущено из-за этого. Ситуация сейчас не многим лучше, если поиск кандидатов отдан на откуп какому-нибудь рекрутинговому агентству.  

Гибкие организации получают преимущество, если следуют перечисленным ниже принципам в найме:

  • Действуйте проактивно в привлечении талантливых специалистов. В условиях конкуренции за лучшие таланты поиск начинается задолго до того, как открывается новая вакансия. Участие и вовлеченность в жизнь различных «цифровых» сообществ и групп открывает возможности для HR взаимодействовать и формировать связи с потенциальными кандидатами в «естественной среде».
  • Вовлекайте кросс-функциональные команды в отбор кандидатов. Потенциальному кандидату предстоит командная работа. Разделение  ответственности HR и самой команды в поиске кандидата, а также участие членов команды в интервью с кандидатами будет помогать как с определением релевантности ожидаемым квалификациям, так и с дальнейшей адаптацией приглашенного кандидата в команде.
  • Помимо технических компетенций уделяйте не меньшее внимание soft-навыкам кандидатов. Успех гибкой организации основывается на успешной командной работе. Техническая экспертиза несомненно важна, но обеспечить рост уровня доверия и взаимопомощи в команде помогут кандидаты с соответствующими культурными установками и привычками.

Нанять сложно, вырастить

Очень часто логичные и правильные решения о необходимости обучения персонала подкрепляются «старыми» подходами к реализации. Вот лишь несколько подобных примеров:

  • «Все на тренинг». Руководство находит Agile-тренинг и отправляет туда некоторых сотрудников, отдел или проектную группу. Персонал проходит двухдневный тренинг. Часть людей загораются новыми идеями, которые по возвращении обратно в корпоративную среду, постепенно угасают, и все возвращаются к «реальности».
  • «Инициативный сотрудник». Сотрудник или некоторая группа по своей инициативе проходит(ят) Agile-тренинг. Возвращаясь и не находя применения освоенным навыкам, сотрудник покидает компанию.
  • «Сделаем центр компетенций». Звучит очень прогрессивно. Но если структура организации остается прежней, то центру компетенций будет поручено отвечать за их развитие, за обучение и внедрение новых подходов. Вероятнее всего, полученные компетенции так и останутся в этом подразделении, а сопротивление сотрудников изменениям и прежняя структура контроля сделают свое дело. И центру компетенций рано или поздно придется ответить за свои KPI и неудачи в своей деятельности.

Компаниям, ставшим на путь Agile-трансформации, важно адекватно представлять путь трансформации и продолжительность изменений в культуре, ценностях и привычках. Чем больше компания, тем дольше будут протекать культурные изменения.

Стремление к обучению есть неотъемлемая часть культуры гибкой организации, способная обеспечить ее прогрессивный рост. Постоянно ускоряющаяся динамика получения и актуальности фактов и знаний побуждает к использованию новых подходов и к обучению. Приведем лишь некоторые из них:

  • Обучение должно быть непрерывным.
  • Обучение должно быть в масштабах всей организации.
  • Инициатива в обучении и распространении знаний должна принадлежать рядовым сотрудникам.
  • Развитие сотрудников через менторство и наставничество должны активно поощряться.

Путь к успеху в направлении к гибкости может быть подкреплен комплексной программой развития и обучения. От базовых тренингов знакомства с Agile, основательных специализированных программ с глубоким погружением в конкретную тематику до группового и/или индивидуального коучинга персонала.

Коучинг помогает быстро добиться первых результатов, не наломать дров и поддержать выбранный курс. Он помогает раскрыть потенциал, определить цели и найти ресурсы для их достижения. Методы работы с сотрудниками и группами, а также инструменты коучинга станут полезным багажом и для HR-специалиста, поддерживающего персонал, особенно в нелегкие времена организационных изменений.

Заключение

Культура компании определяется совокупностью культуры и поведением ее сотрудников. И именно когда речь идет о культурных преобразованиях, верным помощником в них может и должен быть HR :)

Вовлекайте свою HR-службу во все аспекты преобразований, пусть ее сотрудники будут на одной волне с изменениями в организации, подкрепляя и поощряя овладение новыми навыками, демонстрируя ожидаемое поведение. Кто, как не сотрудник HR-службы может выступить опорой для персонала в трудные моменты, связанные с изменением подходов к работе и возможной критикой от своих коллег? :)

Узнать подробнее об Agile-манифесте развития персонала и об управлении персоналом организации в Agile-среде можно в отдельных статьях. 

Когда компания начинает переходить на Agile, многое меняется — в том числе и для HR. Специалистам по работе с персоналом тоже важно осваивать новые компетенции, чтобы поддерживать гибкую культуру и помогать командам развиваться. Этому и другим современным Agile-подходам мы обучаем на корпоративном тренинге для HR.

Интересно узнать подробнее?

Приходите на один из наших тренингов, где вы в деталях разберете эту тему и сможете задать тренеру свои вопросы.

Вопросы и ответы по теме

Почему традиционные HR-процессы убивают Agile-трансформацию компании?

Классические HR-подходы, построенные на жестком контроле и централизации, противоречат принципам гибкости и самоорганизации команд. Традиционный HR фокусируется на соблюдении регламентов и KPI, в то время как Agile требует развития культуры доверия и постоянного обучения. Компании, не перестроившие HR-процессы под Agile, сталкиваются с сопротивлением изменениям и возвратом к старым методам работы.

Какие критические ошибки допускают HR при поиске скрам-мастеров?

Главная ошибка - составление вакансий скрам-мастера по шаблону проектного менеджера, с акцентом на контроль и отчетность вместо фасилитации и развития команд. HR часто ищет технических специалистов, упуская soft skills и agile-мышление. Это приводит к найму неподходящих кандидатов, которые не могут эффективно внедрять agile-практики.

Как изменится роль HR-специалиста в Agile-организации будущего?

HR-специалист становится коучем и фасилитатором, помогающим командам развиваться самостоятельно, вместо традиционного контролера процессов. Ключевой фокус смещается на развитие культуры постоянного обучения и создание среды для эффективной командной работы. HR будет меньше заниматься администрированием и больше - развитием людей и организационными изменениями.

Почему успешные компании отказываются от классического корпоративного обучения Agile?

Разовые тренинги и создание изолированных центров компетенций не приводят к реальным изменениям в организации. Успешные компании переходят к модели непрерывного обучения, где знания распространяются через менторство и практический опыт. Ключевым становится развитие культуры обучения внутри команд, а не формальное прохождение курсов.

Какие неожиданные преимущества получает HR-служба после перехода на Agile?

HR-специалисты обретают большую автономность в принятии решений и возможность экспериментировать с новыми подходами к работе с персоналом. Улучшается взаимодействие с командами, появляется возможность быстрее выявлять и решать проблемы сотрудников. HR начинает восприниматься как стратегический партнер в развитии бизнеса, а не просто сервисная функция.

Как найти правильных людей для Agile-команд без опыта работы с гибкими подходами?

Ключевой фокус при найме смещается с технических навыков на культурное соответствие и потенциал к обучению. Успешные компании вовлекают существующие команды в процесс отбора кандидатов и оценивают soft skills через практические задания. Важно искать людей, готовых к постоянным изменениям и способных работать в условиях неопределенности.

Хотите системно изучить гибкие методологии?

Фреймворки масштабирования Agile

23 - 25 июля 2025
Узнать больше

Профессиональный сертификационный тренинг по Agile и Scrum

29 - 31 июля 2025
Узнать больше

Cертифицированный Скрам-мастер и Agile-coach

27 - 29 августа 2025
Узнать больше

Полный календарь тренингов

Перейти к расписанию

Еще публикации по Agile в Развитие талантов

Практики развития управленческих навыков для руководителей
Публикация Развитие талантов

Практики развития управленческих навыков для руководителей

Быть руководителем — это непросто. Чтобы хоть немного упростить работу менеджеров, мы собрали несколько полезных инструменты для работы с командой.

Типы личности сотрудников по DISC и особенности взаимодействия с ними
Публикация Развитие талантов

Типы личности сотрудников по DISC и особенности взаимодействия с ними

Основная цель этой типологии — помочь разобраться, как люди определённого типа ведут себя в работе, и как они выстраивают отношения с коллегами. Понимание, чем люди в команде отличаются друг от друга, помогает руководителям создать атмосферу, в которой всем легче работать.

Создание системы оценки вовлеченности сотрудников
Кейс Развитие талантов

Создание системы оценки вовлеченности сотрудников

Спустя шесть месяцев после запуска программы развития процент увольнений снизился вдвое, вырос индекс вовлечённости сотрудников, а большинство руководителей начали регулярно проводить one to one встречи со своими командами.

С 2015 года мы помогаем адаптировать к изменениям культуру и процессы компании

Связаться с нами

Дмитрий Лобасев

Managing Partner

+7 495 221 87 39

dmitry@onagile.ru

Наш Telegram канал об Agile и гибких организациях, присоединяйтесь!